Работа по системе Монтессори в детском отделении
Система Монтессори — система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом, учёным и мыслителем Марией Монтессори. Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку: малыш постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении. Это система саморазвития ребенка в специально подготовленной развивающей среде. Стоит ли говорить о необходимости этой системы для развития детей, а тем более детей с ограниченными возможностями здоровья?
В ноябре 2012 года в детском отделении ГБУЗ РБ СПБ оборудован и функционирует кабинет Монтессори. Занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья в нем проводят специалисты детского отделения: воспитатель, логопеды и психологи. Нами и ранее использовались на занятиях элементы педагогики Монтессори: различные пирамидки, сенсорные кубы, шнуровки, застежки, кубы с вкладышами геометрических фигур и мн. другое.
В кабинете Монтессори, в основном, занятия проводятся с детьми 3-7 лет и младшего школьного возраста, так как именно в эти возрастные периоды в ходе своего развития ребёнок проходит так называемые «чувствительные», или «сензитивные» периоды. В такие периоды ребёнок особенно чувствителен к определённым возбуждениям со стороны окружающей среды, например, что касается развития движений, мелкой моторики, речи, высших психических функций. Именно с трехлетнего возраста каждый ребёнок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Поэтому доступ к интеллекту ребёнка ведется не через абстракцию, а принципиально через его органы чувств. Ощущать и познавать – это должно быть единым целым.
Оборудование здесь ориентированно исключительно на чувственные восприятия ребёнка. Наши специалисты выполняют роль помощника, сглаживающего для ребёнка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Нет двух одинаковых по развитию детей. Каждый ребенок, как и каждый человек, уникален, а в нашей больнице дети особенные, тем более и темп освоения у каждого ребенка разный, поэтому целесообразным является проведение занятий индивидуальных и в малых группах. Ребенок стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, специалиста, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо. Часто на индивидуальные занятия приглашаются родители малышей.
Монтессори-материалы - это нечто среднее между учебными пособиями и развивающими играми, изготовленными преимущественно из натуральных материалов.
Мягкие модули стимулируют стремление к движению у детей. Маленький ребенок узнает свое тело, строит схему своего тела, совершенствует координацию глаз, рук и ног, это способствует появлению все более точных и гармоничных движений.
За сенсорное развитие отвечают: рамки с застежками - обучение конкретным навыкам, необходимым при одевании. Детям предлагают поиграть с черепашкой со сменными «панцирями», на которых расположены пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, шнурки и т.п.
Розовая башня - представляет различные величины в трех измерениях и помогает ребенку в дифференцировании понятий большой, больше, самый большой; маленький, меньше, самый маленький.
Блоки цилиндров - представляют собой четыре набора с девятью цилиндрами в каждом. Первый набор состоит из цилиндров различных по высоте; второй - цилиндры различные по диаметру; два других включают цилиндры различные по высоте и по диаметру. Подбор цилиндра к соответствующему отверстию помогает в различении размера и развивает мелкую мускулатуру рук необходимую при письме. Геометрические тела - обучают зрительному и тактильному различению геометрических форм. Эти и другие пособия стимулируют сенсорное и самое главное – моторное развитие, а направленная на дидактические цели моторика, в свою очередь, влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.