» » » Лекция 1. Семья и психическое расстройство: что может помочь семье в преодолении болезни (в сокращении), (окончание...)

Лекция 1. Семья и психическое расстройство: что может помочь семье в преодолении болезни (в сокращении), (окончание...)

Автор: Elena от 17-02-2014, 09:34
Т.А. Солохина, Л.C. Шевченко
Лекция 1.
Семья и психическое расстройство:
что может помочь семье в преодолении болезни (в сокращении), (окончание...)


Помощь в преодолении болезни

   До сих пор многие семьи, как и значительная часть специалистов в сфере психического здоровья, считают медикаментозное лечение основой ведения больных шизофренией и другими серьезными психическими заболеваниями. Поэтому и в той, и другой сфере широко распространено мнение, что решение проблемы заключается в правильном подборе лекарств. Однако современный подход к лечению психических и поведенческих расстройств предполагает сбалансированное сочетание трех его основных компонентов: фармакотерапии (лекарственными средствами), психотерапии и психосоциальной реабилитации. Об особенностях каждого из них подробно будет говориться в других лекциях. А здесь мы остановимся лишь на их определении.
   Фармакотерапия психических расстройств определяется применением в основном трех классов психотропных препаратов, действие которых направлено на ослабление симптомов болезни. К таким препаратам относятся нейролептики (антипсихотики), которые влияют на психотические симптомы, антидепрессанты, используемые при депрессиях, и транквилизаторы, которые чаще всего применяются при наличии тревожных состояний. Еще раз подчеркнем: эти лекарственные средства ориентированы не на устранение причины болезни, а на ослабление ее симптомов или предотвращение рецидивов.
   Психотерапия относится к вмешательствам, направленным на изменение поведения, настроения, эмоциональных реакций с ю вербальных (словесных) и невербальных психологических средств.
Психосоциальная реабилитация — это комплекс мер, который дает возможность людям с ослабленным психическим здоровьем или инвалидам по причине психических расстройств достичь оптимального уровня независимого функционирования в обществе.
   Объем каждой составляющей терапевтического процесса (фармакотерапии, психотерапии, психосоциальной реабилитации) зависит не только от основного диагноза, но также от стадии болезни, возраста пациента, условий его жизни. Это значит, что лечение должно макси¬мально соответствовать индивидуальным потребностям пациента в определенный период времени. Однако даже идеально подобранная схема лечения не всегда обеспечивает хорошие результаты.
   Наилучший результат достижим, когда пациент и его ближайшее окружение являются не пассивными участниками сложного процесса исцеления, а активными партнерами при оказании помощи наряду с профессионалами.

   Условиями формирования партнерских отношений считаются:
• наличие у пациента и его ближайшего окружения знаний о природе психических заболеваний и их лечении, стиле общения и поведения в семье;
• навыки решения специфичных для определенных заболеваний проблем;
• владение способами контроля симптомов болезни.

   В большинстве семей такие знания и навыки минимальны, и нереально требовать их приобретения самостоятельным путем. Родственники больных должны иметь доступ к необходимой информации, а также возможность общаться друг с другом для обмена опытом, отражающим их удачи и поражения, а также для разработки способов решения наиболее частых проблем.

Доказана эффективность следующих форм работы с семьями:
• психиатрического просвещения;
• групп поддержки.
   Психиатрическое просвещение как форма информационной и социально-психологической поддержки родственников больных и самих пациентов стало активно внедряться и в нашей стране. В ряде зарубежных государств образовательный подход при оказании помощи семье применяется уже не одно десятилетие. Результаты научных ис-следований доказали, что психиатрическое просвещение служит основой:
• раннего обращения за ю при обострении болезни;
• профилактики обострений и повторных госпитализаций;
• понимания душевного мира больного человека.

   В основе образовательного подхода лежит убеждение в положительном влиянии семьи на процесс выздоровления родственника. Однако еще в 50-е годы XX века среди врачей бытовало представление о семье как об одной из главных причин психического расстройства вследствие неправильного отношения ее членов к больному. Терапевтическое воздействие состояло в том, чтобы с ю определенных приемов изменить поведение членов семьи и тем самым избавить пациента от заболевания. Такой подход оказался «провальным», поскольку родственники не соглашались с тем, что причастны к болезни, а пациенты все равно не могли избавиться от ее симптомов.
   При всем том, что природа психических заболеваний остается до конца неясной, развитие биологической психиатрии изменило представления об их возникновении. Это побудило пересмотреть взгляд на роль семьи в ее возникновении и начать проведение образовательных программ по психиатрии, обучать правильному общению с пациентом, убеждать родственников в том, что их отношение к больному, знание природы заболевания, долговременное участие в лечении могут способствовать выздоровлению. Иными словами, был признан огромный вклад помощи родственников в лечение больного члена семьи. Результаты многих исследований доказывают, что психиатрическое просвещение способствует снижению частоты рецидивов заболевания.
Бывает, конечно, и так, что родственники больных воспринимают обучение как попытку переложить всю ответственность за лечение на их плечи. Это неверно, поскольку обучение облегчает близким пациенту людям взаимодействие и с ним, и с профессионалами.
   Результаты опроса членов семей психически больных, участвовавших в программе психиатрического просвещения, показывают, что практически все используют знания, полученные на занятиях, особенно касающихся симптомов болезни, навыков общения с больным человеком, приемов снижения собственного стресса. Многие родственники стали более оптимистично смотреть в будущее, некоторые отметили, что благодаря занятиям у них улучшились отношения с медицинским персоналом, снизилось эмоциональное напряжение в семье, они меньше ощущают одиночество.
   Приведем несколько отзывов родителей — участников программы семейного психиатрического просвещения.

«Я уже несколько месяцев являюсь участницей образовательной программы по психиатрии и поняла, что чувства, которые испытывала, были нормальной реакцией на болезнь дочери: я очень опасалась, не больна ли сама. Теперь мне есть с кем поговорить, меня понимают, я не чувствую такого одиночества, как раньше. И самое главное, что каждый раз, когда прихожу на занятие, узнаю что-то важное и новое для себя».
(И.Г., 62 года).

«Соседи не понимают меня и боятся моего сына. Теперь я иногда рассказываю им о психиатрии, о том, как к таким, как мой больной сын, относятся в Англии. Они удивляются и даже однажды, когда мой сын в очередной раз заболел, спросили, чем мне помочь».
(Т.С., 52 года).

«Я пользуюсь советами. Как мне казалось раньше, ничто не ме¬няется в болезни моей жены. А сейчас, оглядываясь назад, как меня научили, сравниваю, что было раньше и что сейчас, вижу улучшения —маленькие, но они есть».
(П.Г., 48 лет).

   Группы поддержки и общественные организации — эффективная форма социально-психологической и информационной поддержки семей психически больных, оказания помощи себе и близким.
Число таких групп и общественных (неправительственных) организаций в развитых странах исчисляется тысячами. В России общественное движение в психиатрии еще только набирает силу, но уже и сейчас, как уже говорилось, накоплен значительный положительный опыт. 
   На протяжении нескольких последних лет авторы книги не только анализировали деятельность ряда общественных организаций и групп взаимопомощи, функционирующих в Москве, но и сами явились инициаторами создания такой общественной организации и можем с полной уверенностью подтвердить их огромную роль в социально-психологической поддержке семей с особыми потребностями. Встречи семей, объединенных одной проблемой, бесценны в облегчении бремени страдания, связанного с тяжелым психическим заболеванием близкого человека.
   Работа групп поддержки и общественных организаций, созданных родственниками больных, направлена не только на их психиатрическое образование, но также на защиту интересов самих пациентов и их семей. Специалисты могут понять семьи и помогать им, но такого целительного эффекта, какой дает взаимопонимание семей, обсуждение в них своих проблем, профессионалам достичь сложно. Доказательством может служить высказывание матери больного сына, посещающей группу поддержки.

«Мне потребовалось 20 лет, прежде чем я смогла поговорить с кем-то помимо участкового психиатра, и открыто сказать, что мой сын болен шизофренией»
(Е.П., 65 лет).

Заканчивая вступительную лекцию, мы считаем необходимым дать родственникам больных рекомендации, разработанные ведущими специалистами в области психиатрического просвещения семей.

Рекомендации членам семьи

1. Не нужно торопиться. Процесс восстановления здоровья может быть длительным. Очень важно больше отдыхать. Все со временем встанет на свои места.
2. Сохраняйте спокойствие. Проявление чрезмерного энтузиазма – реакция нормальная. Постарайтесь его умерить. Проявление несогласия тоже нормально. Постарайтесь и к этому отнестись спокойно.
3. Давайте отдых друг другу: передышка нужна каждому. Вам что- то надоело — это нормально. Нормально также иногда сказать «нет».
4. Установите ограничения. Каждый должен знать правила. Несколько простых правил могут все расставить на свои места.
5. Не думайте о том, чего Вы не можете изменить. Кое-что нужно оставить, как есть. Обращайте внимание на проявления жестокости.
6. Изъясняйтесь проще. Говорите то, что намеривались сказать, ясно, спокойно, уверенно.
7. Следуйте предписаниям врача. Необходимо принимать лекарства так, как назначил врач, и только те, которые он назначил.
8. Выполняйте свои дела, как обычно. Восстановите обычный порядок работ по дому. Поддерживайте связь со своей семьей и с друзьями.
9. Никаких наркотиков и алкогольных напитков: они усугубляют симптомы болезни.
10.Обращайте внимание на любые изменения самочувствия близкого, фиксируйте их. Консультируйтесь с лечащим врачом.
11. Решайте проблемы шаг за шагом. Вносите изменения постепенно. Работайте над чем-либо одним.
12. Временно снизьте ожидания. Используйте собственные характеристики и впечатления о состоянии близкого. Сравнивайте результаты текущего и предыдущего месяцев.
   Эти простые рекомендации фактически являются моделями поведения с пациентом. Важно, что в них учтены биологические, психологические и социальные компоненты психического заболевания. Они помогают в поддержании спокойной атмосферы в семье, направлены на снижение стресса у ее членов и способствуют профилактике рецидива болезни. Усваивая приводимый ниже материал. Вы ознакомитесь и с другими рекомендациями, что поможет Вам при общении с пациентом и при его лечении.

   И еще несколько моментов, на которые следует обратить внимание.

Бремя болезни, его тягостное влияние на самого больного и его семью может быть смягчено, если:
• болезнь признается как таковая;
• все заинтересованные лица получили необходимую информацию о заболевании и его лечении;
• лекарственная терапия проводится последовательно;
• врачебное наблюдение осуществляется регулярно;
• семье удалось избежать изоляции.
 
Материал подготовил мед.психолог Синякова Е.А.
 

Использованная литература:

Двенадцать лекций о психиатрии и психическом здоровье/ Под редакцией проф. В.С. Ястребова. – 2-е изд.– М.: МАКС Пресс, 2008. – 196 с.

скачать dle 11.1смотреть фильмы бесплатно
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий